Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

Профессия «учитель»: вчера и сегодня

Экономический кризис в значительной мере обесценил усилия властей по улучшению материального положения учителей и повышению престижа этой профессии в обществе.

МОСКВА, 26 августа 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают работу школьных учителей и состояние сферы образования в стране.

Престижность профессии учителя в условиях сложной экономической ситуации в стране снизилась, выйдя на уровень 2008 г. Однозначно престижной профессию педагога называет 21% (в 2014 и 2008 гг. – 23%), противоположной точки зрения придерживаются 37% (в 2014 г. – 27%, в 2008 г. – 35%). Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении материального аспекта профессии. Так, доля тех, кто полагает, что зарплаты учителей позволяют им успешно жить, сегодня составляет 15% (в 2014 г. – 18%, в 2008 г. – 11%), не согласны с этим 42% - меньше, чем в 2008 г. – 48% (в 2014 г. – 29%).

При этом работу учителей в стране в целом 34% опрошенных оценивают выше среднего, 41% - удовлетворительно. 62% респондентов, имеющих детей и внуков школьного возраста, довольны их преподавателями. Только 14% считают, что большинство школьных учителей сегодня не справляются со своими обязанностями. Несоответствие профессиональным требованиям чаще всего связывают с низким уровнем зарплат (29%), большой нагрузкой (12%), а также отсутствием необходимой квалификации, опыта (10%) и личной незаинтересованностью в работе (11%).

Однако сравнение с прошлым опытом – явно не в пользу нынешнего преподавательского состава. С 2000 по 2016 гг. в полтора раза (с 32% до 53%) выросла доля респондентов, считающих, что нынешние учителя учат хуже, чем те, что преподавали когда-то самим опрошенным. В то же время об обратном говорят только 13% (с 24%).

Общее состояние сферы образования в стране россияне сегодня оценивают также, как и 8 лет назад: скорее средне (48% в 2016 г. и 50% в 2008 г.) или неудовлетворительно (31% и 36%, соответственно), чем хорошо (14% и 10%). При этом опрошенные уверены в постепенном ухудшении ситуации: с 34% во 2 кв. 2015 г. до 41% в 3 кв. 2016 г. выросла доля тех, кто отмечает негативные изменения в образовательной сфере. В то же время доля положительных ответов снизилась с 21% до 14%.

По данным компании «Медиалогия», в российских СМИ за 5 лет было зафиксировано более 3,5 млн. сообщений, в которых упоминаются учителя и преподаватели.

Данные комментирует Председатель Правления ВЦИОМ Константин Абрамов: «В последние несколько лет на фоне экономического кризиса в нашем обществе изменилось отношение к профессии учителя. Престижность снизилась до уровня 2008 года, материальный аспект существования учителя – уровень доходов, не позволяет нашим гражданам считать труд учителя достойно оплачиваемым, а профессию престижной. Более категоричны респонденты стали в оценке качества работы учителей. Ситуация существенно ухудшилась по сравнению с 2000 годом. Наши граждане считают, что их учили лучше, чем сейчас. И пусть ностальгические нотки в оценках всегда преобладали (конечно, раньше учителя были лучше) важна тенденция, что тех, кто считает современных учителей более профессиональными, становится меньше».

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 20-21 августа 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 31 800 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь 2012 – август 2016. 

Как Вы считаете, в наше время профессия учителя является престижной или нет? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

2008 г.

2014 г.

2016 г.

Да, это вполне престижная профессия

23

23

21

Это обычная профессия, не слишком престижная, но и непрестижной её не назовешь

38

47

37

Эта профессия сегодня однозначно непрестижна

35

27

37

Затрудняюсь ответить

4

3

5

Как Вы считаете, в наше время профессия учителя позволяет нормально жить с материальной точки зрения – или нет? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

2008 г.

2014 г.

2016 г.

Да, это та профессия, с которой можно устроить свою материальную жизнь вполне успешно

11

18

15

Это обычная профессия, не слишком удачная, но и не так чтобы проигрышная с материальной точки зрения

35

47

32

Эта профессия сегодня однозначно не позволяет жить нормально в материальном смысле

48

29

42

Затрудняюсь ответить

6

6

11

По Вашему мнению, как большинство школьных учителей справляются со своими обязанностями? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Отлично справляются

4

9

6

4

2

1

Хорошо справляются

30

33

35

29

29

24

Удовлетворительно справляются

41

33

36

42

42

48

Плохо справляются

12

16

11

13

11

10

Очень плохо справляются

2

0

3

3

3

0

Затрудняюсь ответить

11

9

9

9

13

17

Что мешает учителям хорошо справляться со своими обязанностями? (открытый вопрос, не более 3-х ответов, % от тех, кто считает, что учителя удовлетворительно или плохо справляются со своими обязанностями, представлены ответы, названные не менее чем 1% респондентов)

 

 

Все опрошенные

Претензии к системе образования

Низкая зарплата

29

Большая нагрузка и много отчетности

12

Сложность школьной программы, частые реформы

7

Время такое

1

Претензии к учителям

Плохое личное отношение к работе и

11

Непрофессионализм учителей, отсутствие опыта

10

Коррупция в школах

1

Претензии к ученикам и их родителям

Плохое воспитание детей/вседозволенность учеников

8

Другое

Другое

2

Затрудняюсь ответить

36

     

Учителя, у которых учатся Ваши дети, внуки, Вам скорее нравятся или скорее не нравятся? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, у кого есть дети или внуки школьного возраста)

 

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

Более 500 тыс. жителей

100–500 тыс.

Менее 100 тыс.

Сёла

Скорее нравятся

62

51

51

53

62

67

71

Скорее не нравятся

13

25

19

12

13

10

11

Затрудняюсь ответить

25

24

30

35

25

23

18

                 

Как Вы считаете, современные школьные учителя учат детей лучше, хуже или так же, как Вас учили Ваши школьные учителя? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

2000 г.

2014 г.

2016 г.

Скорее современные учителя учат лучше, чем в мое время

24

20

13

Скорее современные учителя  учат хуже, чем в мое время

32

48

53

Скорее современные учителя учат так же, как в мое время

25

21

20

Затрудняюсь ответить

19

11

14

По Вашему мнению, в каком состоянии - хорошем, удовлетворительном или плохом - находится сегодня в нашей стране образование? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

2008 г.

2013 г.

2016 г.

В хорошем

10

10

14

В удовлетворительном

50

45

48

В плохом

36

43

31

Затрудняюсь ответить

4

2

7

Как, по Вашему мнению, в России за последний год изменилась ситуация в сфере образования? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

 

II кв. 2015 г.

III кв. 2016 г.

Скорее улучшилась

21

14

Не изменилась

28

30

Скорее ухудшилась

34

41

Не могу оценить/ Затрудняюсь ответить

17

15

       

ОПУБЛИКОВАТЬ